Фантазии на кубическую тему
Для большей наглядности воспользуемся квартирой, предназначенной для семьи из трех человек. В этом случае назначения основных помещений вполне понятны: гостиная, детская, родительская спальня, столовая и санузел, размещенные на достаточно скромной площади. Конечно, здесь можно проанализировать степень удобства данной планировки, местоположение комнат, оправданность наличия лестниц и прочее. Но действительность такого интерьера слишком далека от представлений о привычном, от того, что понятно большинству, и вряд ли размышления подобного рода помогут оценить его.
Если довериться интуиции и дать волю воображению, то можно получить ряд ассоциативных образов, возникающих в связи с квартирой, одним из которых является КВАРТИРА-ТЕТРИС.
ДОМ-ТЕТРИС
Если Вы знакомы с игрой "Тетрис", то наверняка по достоинству оценили замысел автора - множество фигурок разнообразной формы и цвета, в отдельности не имеющие практически ничего общего, при правильном расположении укладываются в ровные продуманные линии. Причем можно проследить своеобразную "эволюцию" игры с момента ее создания до сегодняшних дней. Сегодняшний "тетрис" стал и интересней, и сложнее, и в некоторых случаях оригинальнее, несмотря на то, что основные принципы игры остались те же.
Принцип игры был перенесен архитекторами и дизайнерами на интерьер помещения, восприятие которого требует определенного пространственного мышления. Пространство помещения, ограниченное с четырех сторон стенами, архитекторы приняли за своеобразную систему координат, в которой размещаются определенные элементы этой системы. По-другому говоря, происходит заполнение некой полости объемными деталями.
Пространство как бы разбивается на кубики, одни из которых являются частями сложных фигур, размещенных в общем объеме, а другие просто заполнены воздухом, как бы вынуты, но это тоже важно для сохранения целостности интерьера.
Наличие множества уступов и ниш придает фигурам затейливость и замысловатость форм, однако это не лишает их строгости, так как авторы точно придерживаются определенной закономерности в расположении отдельных элементов. Чтобы добиться поставленной задачи, авторы преимущественно используют прямые линии и углы для формирования очертаний фигур. Ощущение беспорядочного и свободного размещения объемов в пространстве является лишь иллюзией, так как в действительности все элементы композиции составляют сложную и стройную систему. Метафизически полученная система составлена на основе контрастов. В результате чего предусмотренная и заложенная в проекте авторами функциональность весьма неоднозначна: наряду с подчинением каждого элемента конкретной цели прослеживается его соответствие общему строю, целостной системе.
В данном примере практические достоинства комнаты никоим образом не портят красоты многоуровневых объемных фигур. Архитектурный принцип, положенный в основу формирования данного интерьера, заключается в рациональном сочетании эстетических требований с функциональностью помещения. Так, любая из стен, возведенных пространственными фигурами, не является стеной как таковой, поскольку в каждой такой стене предусмотрено наличие всевозможных шкафов. Холодильник "спрятан" в колонне на кухне, а нависающий над кухней козырек превращается в полочку гостиной. Главным композиционным центром квартиры является подиум, на который ведут ступеньки из прихожей и столовой. С него открывается широкий обзор - от окна до окна на противоположной стене. Всегда остается возможность отгородить, при помощи раздвижных дверей и жалюзи, отдельные помещения, например, детскую хозяйскую спальню и так далее. В то же время подиум, оборудованный множеством выдвижных ящиков, а также люком, приспособлен для выполнения роли вместительной антресоли, расположенной на полу.
Возможности компьютерного тетриса позволяют усложнять и модифицировать игру. То же самое можно сказать о возможностях рассмотренной планировки, варианты которой можно перебирать бесконечно.