Русский ампир
Первыми шедеврами русского ампира стали здания Казанского собора и Горного института в Петербурге, получившие впоследствии мировую известность. Создателем этих прекрасных творений стал великий русский зодчий Андрей Никифорович Воронихин, а началом расцвета русского ампира можно считать 1814 год. Не случайно расцвет русского ампира, иногда называемый "александровским", пришелся на послевоенные годы. Возвращение домой русского корпуса сопровождалось вывозом из побежденной страны огромного количества образцов мебели и бронзы, среди которых были и шедевры французского ампира.
Ампирную мебель можно узнать по античным, римским архитектурным формам.
Передние стенки шкафов, комодов, бюро очень четко разграничивались при помощи всевозможных колонн, пилястр и карнизов.
В этот период популярным материалом стало красное дерево, темный фон которого украшали строго симметричные бронзовые золоченые украшения или золоченая неглубокая резьба. Мебель практически перестали красить, так как первостепенное значение приобрели естественность и природная фактура дерева.
На фоне пышного французского стиля русский ампир отличался заметной строгостью и академичностью.
Работы Андрея Воронихина сильно выделяются своей самобытностью и неповторимостью на фоне европейского ампира. В наше время их можно назвать "дизайнерскими".
Наряду с эскизами архитектурно-художественных образов помещений, художник разрабатывал самым тщательным образом всевозможные отдельные элементы интерьера, которые в комплексе должны были составить целостную архитектурную композицию.
Опираясь на творения французских мастеров, Воронихин по-своему интерпретировал стилистику французского ампира, еще более приблизив ее к античности и лишив дворцовой помпезности. Совершенно по-новому "зазвучала" мебель для жилых комнат и камерных залов, разработанная по рисункам и эскизам Воронихина.
Воронихин, помимо красного дерева, широко использовал крашенное "под старую березу". Интересной чертой "воронихинского подхода" стало использование вышивки в оформлении мебели. Красочные ручной работы картины делали мебель необычайно яркой и вносили домашнюю теплоту в отточенный "профиль" ампирной мебели.
Эскизы Воронихина послужили основой для появления коллекции парадной и бытовой мебели, уникальных декоративных изделий из фарфора и хрусталя, всевозможных светильников. Все произведения искусства создавались на лучших заводах России, в лучших мастерских Петербурга.
Еще одним творцом русского ампира можно считать великого Карла Росси, автора потрясающих городских ансамблей Петербурга, превратившихся благодаря ему в один из прекраснейших городов Европы. Карл Росси воплощал свои замыслы не менее широко - от эскизов принадлежностей для письма до полного комплекса архитектурных решений.
Знаменитые ансамбли Росси продуманы до мельчайших подробностей. Дворцы, выстроенные по его проектам, воспевались современниками в стихах и прозе, а венцом творчества художника стал Михайловский дворец, который по достоинству оценили не только соотечественники, но и иностранцы, считая его лучшим творением Европы. Наибольший восторг вызывало убранство интерьера, и особенно мебельные гарнитуры в стиле ампир, созданию которых автор уделил особое внимание. Только для Столового зала был спроектирован гарнитур из 108 стульев. Диван, кресла, стулья выполнены с учетом всех "требований стиля". Из материалов Росси отдавал предпочтение карельской березе и древесине различных оттенков в сочетании с тонкой золоченой резьбой.
Русский ампир как стиль многим обязан и таким мастерам, как Тома де Томон, Монферран, Стасов, по эскизам которых создавались прекрасные творения, предназначавшиеся для украшения императорского двора и придворных покоев. Изготовляли ее в известных столичных мастерских из цельного красного дерева, карельской березы или с применением дорогого морения.
На базе эскизов известных архитекторов и художников того времени многочисленные мастера из помещичьих усадеб создавали "индивидуальный" ампир, во многом отличающийся от основного направления. Довольно точно воспроизводя столичные образцы, этот своеобразный ампир оставлял себе ощутимую свободу стилевого решения, которое во многом определялось требованиями заказчика. Основными материалами стали традиционно русские породы деревьев: береза, ясень и липа. Иногда их фанеровали, но чаще просто красили под красное дерево, после чего полировали. Место бронзовых украшений в таких гарнитурах занимают плоская резьба или лепнина, окрашенные в черный цвет или позолоченные.
Еще одной разновидностью стал ампир, переделанный в сторону большего удобства и комфорта. В Европе такой стиль получил свое особое название - бидермайер. Русский бидермайер был все же ближе к ампиру, но и в нем прослеживалось стремление уйти от архитектурных членений и скруглить формы отдельных предметов. Ампирные мотивы - грифоны, лебеди, лавровые венки, гирлянды - выполнялись в своем неглубоком рельефе. Украшения были сведены к минимуму, а гладкая поверхность мебели покрывалась фанерой с красивой фактурой - "фонтаном".
Ампир, пожалуй, можно считать одним из последних основных мебельных стилей в Европе и России. Все, что создавалось в дальнейшем, было лишь повторением прошлых стилей и своеобразным "отголоском дней минувших". И лишь короткий всплеск модерна начала двадцатого века, охвативший фактически всю Европу, дополнил все виды искусства своими фантастическими текучими линиями.
Спокойная и упорядоченная жизнь начала XIX века постепенно вытесняет пышность и размах традиций больших "королевских стилей". Формы мебели перестраиваются в наиболее доступные, приближенные к повседневной жизни. Массовая мебель того времени была весьма примитивной. Качество подобной мебели оставляло желать лучшего.
В конце XIX века неоднократно делались попытки возрождения стилей прошлый лет, однако особых результатов это не дало. Например, стиль модерн, появившийся в конце века, использовал новые формы, порождаемые фантазией, как правило, наперекор здравому смыслу. Проемы дверей могли иметь необычные очертаний, напоминая по форме трапецию. Гладкие потолки украшались стилизованными формами растений, стены окрашивались, обивались декоративной тканью, обшивались деревянными панелями сложной формы и т. п.
Несколько другую крайность в истории развития мебели представил собой конструктивизм, появившийся в начале ХХ. Основа его состоит в целесообразности, где главное внимание уделяется конструкции, а не декорации. Беда таких изделий в том, что они обделены теплотой. Для подобных изделий придумывались подходящие названия, подчеркивающие конструкцию и функциональность, например, "аппарат для сидения" вместо "стула".
Свою историю развития мебели имеет, так называемый, северный стиль, основоположниками которого по праву считаются Алвар Аалто и Куннар Асплунд. Главная идея Аалто заключалась в использовании фанеры, распиленной специальным способом и обработанной химическим составом. Прутья из фанеры, или, как называл их сам Аалто, "деревянные макароны", отличались хорошей гибкостью и эластичностью, что позволяло в полной мере проявить авторскую фантазию. А кресла и стулья, спроектированные Куннаром Асплундом в легком, "национальном" стиле, и сейчас выпускаются в Швеции и Италии.
Идея использования фанеры для создания предметов мебели была поддержана и преумножена последующими поколениями скандинавских мастеров.
Классические модели датского дизайнера Арне Якобсена, появившиеся в конце пятидесятых годов, во многом определили общую тенденцию оптимистического дизайна 60-х годов. Ставшие знаменитыми кресло "Яйцо" и стул, названный ласково "Муравьем", несли в себе революционно многообразную цветовую гамму и в то же время отличались удобными формами, иногда имитирующими человеческое тело.
Скандинавские дизайнеры одними из первых стали применять новый материал - пластик, не забывая при этом о сложившихся национальных традициях. Как и прежде, при создании мебели широко применяются легкая древесина, металлические материалы, которые дополняются обтекаемыми пластиковыми элементами. В результате получаются новаторские интерьеры, поражающие точностью и свободным пространством.
Опыт скандинавских мастеров послужил основой для развития нового немецкого стиля оформления жилища 60-х годов.
Скандинавские интерьеры в это время по-прежнему отличали удобство и комфортность. Очень большую популярность приобрела шведская фирма IKEA. "Легендарные" книжные полки дизайнера Томаса Санделла, которые он выполнял для IKEA, отличались особенной лаконичностью. Главный принцип работы фирмы IKEA заключался в обеспечении максимальных "интерьерных удобств" для среднего класса. IKEA очень быстро завоевала популярность в Скандинавии, а затем так же стремительно вышла на мировой уровень.
Дальнейшее развитие скандинавского дизайна отражает общемировые тенденции. Приспосабливаясь под международные эталоны, он, однако, не теряет при этом своей скандинавской неповторимости.
Вплоть до середины нынешнего столетия мебельная промышленность выпускала разрозненные изделия, из которых невозможно было создать цельный интерьер. Затем возникла идея объединения различных предметов обстановки по их функциональному и целевому использованию. Таким образом, началось производство мебели в наборах, рассчитанных на функциональные зоны или целые комнаты. Появляется мебель секционная, стеллажная, трансформируемая, комбинированная. Первые образцы подобной мебели не всегда соответствовали задуманным требованиям, однако был выработан принцип комплексного проектирования мебели. Далее происходит постоянный творческий поиск новых форм, различных приемов декорирования и усиления художественной стороны. Очень популярной в конце 70-х годов становится стилизация мебели под изделия прошлых столетий. Такую мебель отличает более совершенная отделка и изящество линий и форм. Подобные виды изделий становятся предметом декоративно-прикладного искусства. Широко используются различные виды художественной обработки материала, а роль декоративных элементов часто выполняют великолепно обработанные конструкции.