Дворцовый интерьер
Интерьер этого жилища навевает чувства свежести и новизны. Идея воссоздания в доме атмосферы дворцовых покоев не является такой уж редкостной и необычной, она опирается на традиции прошлого. Мы рассмотрим пример, когда автор пошел дальше обычного копирования образов дворцовой жизни. Новаторство проявилось в последовательно изложенной авторской концепции, подкрепленной глубиной и продуманностью замысла.
Главная идея проекта заключалась в планировочном решении. Бич отечественной архитектуры, которым давно является коридорный принцип, устранился здесь красиво и просто.
Минуя прихожую с темно-зеленым мраморным полом, мы попадаем в помещение, которое сложно назвать холлом, так как для этого у него слишком небольшие габариты. Однако это место в форме купола, увенчанное непривычным пока для нас подвесным потолком с фонарем и искусственным освещением, является главной частью интерьера. Именно здесь формируется за счет эффекта, произведенного куполом, ощущение независимости и свободного пространства. Ограничительные рамки небольшой (как правило) городской квартиры мысленно раздвигаются. Следуя по прямой, попадем в спальню. Слева расположена небольшая гостиная, предназначенная для отдыха и частных бесед. Напротив просторный зал. Здесь размещены столовая и гостевая зоны, разделенные изящной колонной.
Раз уж мы столкнулись с украшением помещения колоннами, необходимо отметить важную особенность дворцовой архитектуры. Очень важно, чтобы черты классического стиля сочетались друг с другом и с внутренним убранством помещения, выглядели логическим продолжением архитектурной идеи. Внутренняя логика пространства всегда предполагает наличие тех или иных элементов. Например, если под потолком проходит ригель, то под него обязательно стоит подвести колонну, и желательно не одну. Как правило, у основания колонны должна находиться ступенька.
Таким образом, использование в жилых квартирах таких атрибутов дворца, как колонны, арки, своды, пилястры, требует особой осторожности и чувства меры.
Нельзя не упомянуть еще одну особенность, присущую архитектуре дворцового стиля, а именно - пространственность, настоящее воплощение которой вряд ли возможно даже на обширных, по современным меркам, жилых площадях. Хотя именно подобное несовпадение дает архитектору точку опоры для дворцовых экспериментов. Главное, чтобы игра была органична, соответствовала замыслу автора и представлению заказчика о будущем жилище.
Идеальным средством для создания иллюзии дворцового образа является зеркальная поверхность. Причем конструкции и формы современных зеркальных поверхностей настолько интересны и разнообразны, что с их помощью можно задать общее стилистическое направление интерьера и выделить необходимые нюансы и детали.
Несмотря на то, что идея увеличения пространства за счет зеркального отражения не является новой, нельзя не отметить высочайшего класса мастерства применения этого приема в общей комнате. Большое по своим размерам зеркало, занимающее практически всю стену, разделяется на секции пилястрами. Зеркальная поверхность столь четко отражает колоннаду напротив, что образ кажется абсолютно реальным помещением другой стороны. Классическая симметрия не помещается в тесном пространстве современной квартиры, а зеркало помогает избавиться от подобного неудобства. На самом деле, за гранью зеркала расположена скрытая за зеркальной стеной кухня, вход в которую прикрывается раздвижной зеркальной дверью.
Зеркальные поверхности помогают решить еще одну проблему современного жилья. В квартире должно отводиться свободное место для хранения вещей, одежды, обуви. В настоящем дворце для этого служат специально отведенные площади: кладовые, гардеробные и так далее. Архитектор успешно решил возникшую проблему, воспользовавшись зеркалами для маскировки дверец шкафов под зеркала, стенные панели, пролеты между пилястрами. Таким образом, в квартире было оборудовано множество встроенных шкафов и полочек, а встроенная мебель оказалась вовсе не помехой классической эстетике.
Классический подход в создании данного архитектурного образа требовал аккуратного соблюдения всех классических норм и очень большой взыскательности в выборе материалов. В рассмотренном примере широко используются такие традиционно русские материалы, как дерево и камень, причем изделия из них выполнены мастерами своего дела.
Замысел авторов подкрепляется сдержанностью общего колорита, в интерьере преобладают бледный фон, пастельные оттенки светло-голубого и золотистого в мебели и декоре.
Многое зависело и от хозяйки "создаваемой" квартиры, индивидуальность и вкус которой во многом определяли правильность покупки и размещения мебели, а также подбора всевозможных аксессуаров.
В результате, придерживаясь профессиональных советов и рекомендаций, создатели интерьера постарались, чтобы он обрел те отличительные достоинства, которые и придают истинной классике вневременную ценность: совершенные пропорции, безупречную симметрию архитектурных форм, благородную сдержанность декоративных решений.